Музыкальная кинокомедия «Аршин мал алан» в этом году празднует два юбилея экранизации - 80 и 60 лет. Хотя, говоря о переносе оперетты, написанной Узеиром Гаджибейли на экран, всегда надо вспоминать и самую первую киноленту, снятую в 1916 году, и которая, уже в свою очередь, в следующем году отметит столетний юбилей. Правда фильм, режиссером которого выступил Борис Светлов, был немым, но шел в музыкальном сопровождении: певцы и музыкальный ансамбль располагались за сценой и исполняли вокальные и инструментальные номера по ходу действия. Публике фильм был представлен в 1917 году и по успешности в местном прокате картина превзошла привозные новинки.
Как отмечает АЗЕРТАДЖ, успех как самой оперетты в театрах, так и на киноэкране привел к тому, что после было еще несколько попыток экранизировать «Аршин мал алан». Одна из них была снята в обход разрешения автора и тот добился запрета на ее дальнейший прокат. Сделанные в ходе съемок изменения во второй экранизации не устроили Узеир бека, и работа прекратилась. Также неудачными оказались и попытки французской кинокомпании Pathé.
Появлению же самой известной экранизации «Аршин мал алан» в 1945 году способствовал обман, когда в 1943 году азербайджанские артисты, выступавшие во время Тегеранской конференции стран антигитлеровской коалиции, случайно попали на просмотр голливудской картины, снятой в 1937 году армянскими кинодеятелями в США без указания авторства Узеира Гаджибейли. О плагиате было рассказано композитору. Узнав об этом, Узеир бек адресовал свой протест лично Сталину. Но из-за того, что СССР тогда не входил в международную конвенцию по авторским правам, предъявить претензии было невозможно. Тогда-то и было принято решение снять свою советскую киноверсию. Делу был придан характер государственного престижа - Советский Союз получил шанс «обогнать» Америку. Как в 1946 году отмечали в газете «Известия» (№ 153): «Картины, удостоенные Сталинской премии за 1945 год, снимались еще в дни войны».
Съемки экранизации по сценарию писателя-драматурга Сабита Рахмана проходили на Бакинской киностудии. Над новой музыкальной редакцией работал дирижер и композитор Ниязи. А режиссеры-постановщики - известный азербайджанский театральный режиссер и актер Рза Тахмасиб и советский режиссер и сценарист Николай Лещенко тщательно отбирали артистов на главные роли среди многочисленных претендентов.
Так исполнителем главной роли Рашид Бейбудов стал сразу как режиссеры и сам Узеир Гаджибейли однажды увидели его на сцене и услышали, как тот исполнил отрывки из «Аршин мал алана» в одной из концертных программ. Как в дальнейшем вспоминал Рашид Бейбудов: «После исполнения нескольких номеров я, нахлобучив на голову каракулевую папаху своего отца, также певца Меджида Бейбутова, спел куплеты Аскера. Концерт закончился, участники творческой группы, не скрывая радости, подошли ко мне со словами: «Наконец-то мы нашли... Перед нами подлинный купец Аскер!».
На роль Гюльчохры выбрали молодую актрису Лейлу Бадирбейли. Правда, поначалу двадцатилетняя яркая танцовщица почему-то не понравилась съемочной группе. Но, поскольку Лейле ханым очень хотелось сняться в этом фильме, то придя к Узеиру Гаджибейли, она, расплакавшись, сказала ему, что мечтает сыграть роль Гюльчохры и ради этого готова идти на любые лишения, работать день и ночь. Тронутый искренностью юной красавицы, композитор попросил режиссеров еще раз «посмотреть» ее. И выбор, как показало время, оказался удачным. К роли Султанбека вернулся Алекпер Гусейнзаде, сыгравший этого же персонажа в фильме 1916 года.
Местом съемок был выбран, расположенный недалеко от Баку поселок Мардакан. По воспоминаниям Рашида Бейбутова, когда бакинцы узнали, что снимается фильм, то доставали из «сундучков» семейные реликвии: утварь, одежду, достойную бекского интерьера, и несли на съемочную площадку. Так что весь реквизит был настоящий: и золотой портсигар, и богатые наряды, украшения, мебель, посуда…
По окончанию работы над фильмом, его готовый вариант представили худсовету в Москву, который состоялся 5 июля 1945 года. Тогда в обсуждении участвовали председатель Комитета по делам кинематографии при Совнаркоме СССР Иван Большаков, его заместители, а также известные режиссеры и актеры. Картина подверглась жесткой критике. Ее сочли «чуждой советской действительности» и «не отвечающей чаяниям народа». Ее же создателям ставили в вину то, что дореволюционная жизнь у них показана прекрасной. И только Сергей Эйзенштейн выступил в защиту музыкальной комедии: «Этот фильм - прорыв, удачный эксперимент, народ его примет. Этот фильм - произведение искусства».
Возможно, экранизация была бы «похоронена», если бы осенью об «Аршин мал алане» не вспомнил сам Сталин. Посмотрев фильм три раза, он заявил: «Очень хороший, нужный народу фильм, и герои замечательные». После такой оценки премьера картины состоялась 1 октября 1945 года, и она сразу приобрела огромную популярность и стала одним из главных коммерческих хитов советского кино.
Надо отметить, что бюджет русского и азербайджанского вариантов фильма по тогдашним ценам составлял 5 807 000 рублей (для сравнения, стоимость одного танка Т-34 в 1943 году составляла примерно 200000 рублей). Но через два года после начала проката «Аршин мал алан» заработал до 5 миллиардов рублей.
В 1946 году съемочная группа фильма в составе (Тахмасиб Р.А.; Лещенко Н.М.; Гаджибеков У.А.; Бейбутов Р.М.; Каланарлы М.; Гусейн-заде А.; Абдуллаев Л.; Джаванширова Л.А.) удостоена Сталинской премии второй степени. В том же году Рза Тахмасиб стал заслуженным деятелем искусств Азербайджанской ССР, а Рашид Бейбудов - заслуженным артистом Азербайджанской ССР.
В 1945 году «Аршин мал алан» посмотрели 16,3 миллионов зрителей в СССР. Впоследствии картина обошла 136 стран мира, фильм перевели на 86 языков, тем самым выведя в очень достойное украшение советского кинематографа. Фильм также понравился Мао Цзэдуну, и он приказал снять в Китае свою версию, которая называлась «Любовь под одеялом» (китайцы «одеялом» назвали чадру). Фильм был снят в 1952 году.
Постановлением № 211 Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 7 мая 2019 года «Аршин мал алан» включен в список фильмов, объявленных государственным достоянием Азербайджана.
В 2013 году, к столетию оперетты, при поддержке Фонда Гейдара Алиева фильм 1945 года отреставрировали и создали его цветную версию. Восстановление с помощью новейших технологий продолжалось несколько месяцев, этой работой занимались специалисты из разных стран. Обновленного «Аршин мал алана» представили 7 июля 2013 года в Каннах в рамках Дней азербайджанской культуры, а 10 декабря состоялся показ в Центре Гейдара Алиева в Баку. 7 февраля 2014 года фильм продемонстрировали в лондонском Королевском колледже, а 19 сентября 2015 года — в Лос-Анджелесе. Там показ прошел в знаменитом голливудском кинотеатре Ricardo Montalbаn.
Невероятный коммерческий успех фильма, снятого в 1945 году, послужил побудительной причиной, чтобы спустя 20 лет, в 1965 году, вновь вернуться к идее новой экранизации, которую приурочили к 80-летию со дня рождения композитора Узеира Гаджибейли. Тогда азербайджанские кинематографисты приступили к съемкам широкоформатного художественного фильма. Сценарий был написан Мухтаром Дадашевым в соавторстве с Тофиком Тагизаде, одновременно являвшегося и режиссером-постановщиком фильма. Музыка фильма была заново отредактирована композитором Фикретом Амировым.
В экранизации 1965 года были добавлены комедийные элементы, более свободная адаптация, усилена драматургия встреч Аскера и Гюльчохры. Также она была более совершенной с точки зрения технического оснащения. Главный оператор Илья Минковецкий и главный художник Эльбей Рзагулиев сняли все сцены не в декорациях, а на фоне красивых уголков нашей республики. В фильме умело использованы завораживающие пейзажи Гёйгёля, Кубы и других мест Азербайджана.
В фильме участвовали известные артисты азербайджанского театра и кино. Около четырехсот актеров режиссер фильма пригласил на роли Аскера и Сулеймана, а также Гюльчохры. Не сложно было понять волнение Гасана Мамедова, впоследствии воплотившего Аскера после того, как его кандидатуру утвердили. Ведь этот образ уже был создан гениальным Рашидом Бейбутовым. Главную же женскую роль исполнила Лейла Шихлинская, которая в этот период училась в училище и занималась балетом, а согласно сценарию, ее героиня Гюльчохра должна была уметь также танцевать. Гаджи Мурад Ягизаров дебютировал на киноэкране, сыграв Сулеймана, хотя поначалу постановщик хотел попробовать его на роль Аскера, но по просьбе самого артиста отдал ему роль друга главного героя. Роль Асьи, режиссер отдал студентке второго курса Азербайджанского государственного театрального института Хураман Гаджиевой. Для народного артиста Азербайджанской ССР Агададаша Гурбанова роль разорившегося Султанбека стала последней. Актер трагически погиб 22 июня 1965 года в результате несчастного случая. Широко известная заслуженная артистка Азербайджанской ССР Наджиба Меликова сыграла тетушку Аскера Джаган-Хала. В дуэте слуг появились: мастер эпизодических ролей, популярнейший комедийный актер Талят Рахманов - Вели и Сафура Ибрагимова - Телли. Примечательно, что небольшую роль старого купца-аршинника исполнил Мамед Алили, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР, который снимался в экранизации «Аршин мал алан» 1916 года. В роли Гочи снимался народный артист Азербайджанской ССР Мовсун Санани, игравший Телли в 1916 году в Тифлисе (в первой экранизации, все женские роли играли мужчины – прим.ред.). Кучера же сыграл заслуженный артист Азербайджанской ССР, мастер эпизодических ролей, знаменитый Гаджимамед Кафказлы.
Повторная экранизация фильма на двух языках оказалась на редкость удачной. Собственно вся съемочная группа, начиная работу над экранизацией была невероятно взволнована. Каждый прекрасно понимал всю ответственность и неизбежное сравнение с картиной 1945 года. Места для шуток здесь не было, они должны были представить зрителям новую интерпретацию известной оперетты Узеира Гаджибейли. И представили. Широкоформатная цветная кинокомедия «Аршин мал алан» «по версии» Тофига Тагизаде вот уже более 60 лет живет на экранах. В Тбилиси в 1967 году кинокомедия была удостоена премии Союза композиторов Грузии за Лучший музыкальный фильм на I зональном кинофестивале «Прометей-67». Как и экранизация 1945 года, он вошел в сотню самых кассовых фильмов СССР - за первый год его просмотрели 16,6 миллионов зрителей. И хотя этот «Аршин мал алан» стал одной из самых популярных музыкальных картин Азербайджанской киностудии шестидесятых годов, превзойти своего предшественника по громогласному успеху ему не удалось.